М.Е. КОРЯГИН, доктор технических наук, зав. лабораторией
С.С. БИЛЮЧЕНКО, аспирант
Кемеровский ГСХИ
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Резюме. Дисбаланс на рынке молока, заключающийся в несоответствии качества представленной производителями продукции предъявляемым запросам покупателей, на современном этапе служит ключевым препятствием для развития рынка и, как следствие, развития производства. Цель исследования состояла в определении проблемных областей, создающих указанный дисбаланс на рынке РФ, для чего были проанализированы факторы, влияющие на потребление молока. На основе анализа статистических данных с помощью построения логарифмической модели установлено, что зависимость потребления молока лишь на 83,76% объясняется изменением его цены и доходов населения, которые в общем могут быть выражены в покупательной способности через отношение доходов к цене молока. Опрос 50 потребителей молока в ТРЦ «Лапландия» в г. Кемерово 28 октября 2013 г. показал, что по мере роста доходов повышается степень инертности реакции потребителей в ответ на изменение цены в большую или меньшую сторону. Потребительские предпочтения относительно молока складываются под влиянием таких факторов, как качество (96%), место производства (96%), срок хранения (100%), упаковка (78%). Качество молока, чаще всего, определяется исходя из градации цельное / восстановленное: за последнее потребители готовы платить в среднем на 20 руб. меньше. Результаты опроса и сравнение закупочной цены с ценами молока в магазине показали, что потребитель, предпочитая цельное молоко, в 32% случаев приобретает восстановленное. Проведенное исследование позволило дать следующие рекомендации по снижению дисбаланса между спросом на молоко и его предложением: популяризация информации о характеристиках качественного молока, увеличение фермерских хозяйств, модернизация перерабатывающих предприятий молочной промышленности, поиск новых способов хранения и обработки молока, учет сценариев развития страны и динамики доходов населения при формировании ценовой политики на молочном рынке.
Ключевые слова: производство молока, покупательная способность, спрос на молоко, логарифмическая модель спроса.