Достижения науки и техники АПК

Теоретический и научно-практический журнал

2016_08_22_ru

РЕКУПЕРАЦИЯ ТЕПЛОТЫ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ

 

А.А. ДОЛГУШИН, кандидат технических наук, зав. кафедрой
Д.М. ВОРОНИН, доктор технических наук, профессор
Ю.А. ГУСЬКОВ, доктор технических наук, доцент
А.Ф. КУРНОСОВ, старший преподаватель (e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Новосибирский государственный аграрный университет, ул. Добролюбова, 160, Новосибирск, 630039, Российская Федерация

Резюме. Существующие на сегодняшний день системы утилизации теплоты отработавших газов направлены на ее преобразование в иной вид энергии, сопровождающееся снижением эффективности предпринимаемых мер вследствие низкого коэффициента полезного действия предложенных конструкций. Разработанные средства, использующие теплоту отработавших газов для подогрева агрегатов и систем автомобилей, отличаются низкой степенью рекуперации теплоты, что сказывается на эффективности их работы в целом. Для повышения эффективности тепловой подготовки агрегатов и систем автомобиля путем использования теплоты отработавших газов становится актуальной и практически значимой разработка рекуператора высокой теплопроизводительности, способного решить такую техническую задачу при работе двигателя в режиме холостого хода. Исследования проводили с целью разработки рекуператора и экспериментального определения его мощности в условиях низкой температуры и скорости движения отработавших газов. На грузовой автомобиль КамАЗ-5320 была установлена экспериментальная установка, включающая предлагаемый глушитель-рекуператор, изготовленный на основе стандартного глушителя автомобиля указанной марки, жидкостный насос и расширительный бак, сообщающиеся между собой при помощи трубопроводов. Экспериментальную установку заполняли охлаждающей жидкостью (тосол марки А40). Измерительное оборудование включало в себя датчики температуры ТП.ХК(L)-К11 (второй класс допуска по ГОСТ 6616-94) и ДТС 034-50М (класс допуска В по ГОСТ 6651-2009) для регистрации температуры отработавших газов и промежуточного теплоносителя, соответственно. Для автоматической записи температуры использовали персональный компьютер (ПК) и программное обеспечение для осуществления связи ПК с приборами. Скорость движения отработавших газов измеряли при помощи термоанемометра DT-8894.Результаты экспериментального исследования подтверждают эффективность разработанного глушителя-рекуператора, максимальная теплопроизводительность которого при работе двигателя в режиме холостого хода составляет 6900 Вт.

Ключевые слова: глушитель-рекуператор, температура отработавших газов, промежуточный теплоноситель, температурный напор.

Для цитирования: Рекуперация теплоты отработавших газов двигателя автомобиля / А.А. Долгушин, Д.М. Воронин, Ю.А. Гуськов, А.Ф. Курносов // Достижения науки и техники АПК. 2016. Т.30. №8. С. 87-90.