2016_12_25_ru

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ ПРИ САМОПРОГРЕВЕ ДВИГАТЕЛЯ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

 

Г.М. КРОХТА, доктор технических наук, зав. кафедрой (e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Н.А. УСАТЫХ, доцент
Ю.А. ГУСЬКОВ, доктор технических наук, доцент
Д.М. ВОРОНИН, доктор технических наук, профессор
Новосибирский государственный аграрный университет, ул. Добролюбова, 160, Новосибирск, 630039, Российская Федерация

Резюме. Экспериментальные исследования с целью определения работоспособности аккумуляторных батарей при самопрогреве дизеля с помощью автомата прогрева двигателя в период межсменных стоянок в широком диапазоне температур окружающей среды проводили в 2014-2015 гг. на базе ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ. Программа исследований предусматривала поиск зависимости между температурой электролита в аккумуляторах и максимально возможным количеством пусков двигателя, а также определение возможности восстановления за время самопрогрева затраченной при пуске емкости аккумуляторных батарей. Уменьшение температуры электролита от плюс 25 °С до минус 27 °С привело к снижению напряжения на клеммах батареи из-за увеличения внутреннего сопротивления электролита уже при первом пуске с 21,9 до 17,2 В. Полностью заряженная батарея при температуре электролита плюс 25 °С и прочих равных условиях способна обеспечить 65 пусков двигателя Д-160, разрядившись на 93 %. При ее понижении до минус 27 °С энергоотдача аккумуляторной батареи значительно уменьшается, степень разряда не превышает 12 %. В течение прогрева двигателя от температуры в головке блока плюс 5 °С до плюс 50 °С при температуре электролита минус 15 °С батарея заряжается при степени разряженности 13, 25, 30 и 40 % соответственно за 13, 17, 22 и 27 мин. Плотность электролита при этом возрастает с 1,245 до 1,281 г/см3, что соответствует повышению степени заряженности с 60 до 90 % ее номинальной емкости. При температуре электролита ниже минус 20 °С отмечено интенсивное ухудшение эффективности зарядки аккумуляторов от бортовой сети. В этом случае при зарядке батареи от стационарного устройства наблюдается активное кипение аккумуляторов при неизменной плотности. Таким образом, зарядка возможна лишь при температуре выше минус 20 °С.

Ключевые слова: аккумуляторная батарея, дизельный двигатель, пуск двигателя, время пуска, температура окружающей среды, температура электролита, плотность электролита, время заряда.

Для цитирования: Особенности работы стартерных аккумуляторных батарей при самопрогреве двигателя в зимний период / Г.М. Крохта, Н.А. Усатых, Ю.А. Гуськов, Д.М. Воронин // Достижения науки и техники АПК. 2016. Т.30. №12. С. 94-97.