Н.В. КОСИКОВА, зав. отделом (e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
М.С. БУНИН, доктор сельскохозяйственных наук, директор
В.И. СТЕЛЛЕЦКИЙ, ведущий инженер-программист
П.А. КОМАРОВ, инженер-программист
Центральная научная сельскохозяйственная библиотека, Орликов пер., 3Б, Москва, 107139, Российская Федерация
Резюме. Исследование проводили с целью изучения специфики, оперативности и полноты информационно-библиотечного обслуживания ученых и специалистов АПК и других пользователей Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки (ЦНСХБ) на основе системы межбиблиотечного абонемента (МБА) и электронной доставки документов (ЭДД). Ставились задачи: выявить основные категории пользователей МБА и ЭДД и изучить их информационные потребности; проанализировать динамику обращений к информационным ресурсам библиотеки и определить полноту удовлетворения запросов и сроки обслуживания. Методом мониторинга исследование проведено на основе 48808 запросов удаленных пользователей МБА и ЭДД, поступивших в ЦНСХБ в 2002-2016 гг. Сбор данных осуществляли автоматизированным путем с использованием Интегрированной базы данных ЦНСХБ. При формировании таблиц использовали программные средства собственной генерации на языках программирования C и рефал. Основные категории пользователей МБА и ЭДД – коллективные абоненты (90,2 %) и индивидуальные пользователи (9,8 %), среди коллективных пользователей: библиотеки НИУ (49,3 %), библиотеки вузов (21,4 %) и публичные библиотеки (15,4 %). За 2002-2016 гг. наибольшее количество запросов поступило от библиотек НИУ (65,4 %). Отмечено увеличение количества запросов по ЭДД с 28 % (2002 г.) до 88,0 % (2016 г.). В течение от 3 ч до 3 дней выполнено 60 % запросов. Наибольшее число запросов поступило по растениеводству и ветеринарии (по 13,3 %), общим вопросам экономики (11,5 %), животноводству (10,2 %). Самым высоким спросом пользуется отечественная литература (71 %), спрос на отечественные книги (50,7 %) значительно выше, чем на иностранные (3,1 %), по журналам разница не столь значительна – 20,2 % отечественные и 17,2 % иностранные. Запросы были удовлетворены на 83,1 %, из чего сделан вывод, что библиотечный фонд ЦНСХБ соответствует информационным потребностям пользователей.
Ключевые слова: ЦНСХБ, библиотечный фонд, библиометрический анализ, мониторинг, информационные ресурсы, межбиблиотечный абонемент и электронная доставка документов (МБА и ЭДД), научные исследования, пользователь, удаленный пользователь, электронная доставка документов.
Для цитирования: Мониторинг информационных запросов удаленных пользователей межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов на базе Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки / Н.В. Косикова, М.С. Бунин, В.И. Стеллецкий и др. // Достижения науки и техники АПК. 2017. Т. 31. № 11. С. 5-8.