И. А. ГАНИЕВА1, С. В. КОТЕЕВ1, Н. Е. БОБРОВ2
1Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А. А. Никонова – филиал Федерального научного центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий – ВНИИЭСХ, Б. Харитоньевский пер., 21, стр. 1, Москва, 107078, Российская Федерация
2Общество с ограниченной ответственностью «Агро Диджитал» (ООО «Торговый дом «Уралхим»), Пресненская набережная, 6, стр. 2, Москва, 123112, Российская Федерация
Резюме. Исследование проводили с целью обоснования актуальности онлайн-образования и на его основе системной трансформации традиционных образовательных систем и процессов с использованием цифровых технологий. Сегодня около половины специализированного контента на рынке онлайн-образования в России создается для взрослого населения (42 %), в том числе 26 % – для специалистов конкретных отраслей; наиболее популярная (40 %) продолжительность дистанционного курса – 1…3 месяца. Чаще всего (54 %) клиенты делают выбор с ориентацией на уровень предлагаемого контента (качество видеолекций, интерактивные элементы, стильные дополнительные материалы, наличие полезных ссылок), второй по значимости фактор (53 % обучающихся) – возможность личных консультаций специалиста. Рост числа курсов, размещенных на наиболее популярной платформе «Открытое образование», предлагающей дистанционное обучение по базовым дисциплинам российских вузов, за несколько месяцев 2020 г. составил 40 %. При этом онлайн-проектов для дополнительного профессионального образования по сельскому хозяйству найти не удалось. Для решения указанной проблемы в результате партнерства научной и индустриальной организаций, а также аграрных вузов разработана и проходит освоение отраслевая цифровая образовательная платформа «Открытый аграрный университет». Системное исследование потребностей в услугах дополнительного образования дистанционными методами позволило сформулировать укрупненные направления по наиболее частым запросам бизнеса, требующим профессиональной консультации экспертов. Актуальные направления технологического развития проекта, предусматривают интеграцию сквозных цифровых технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности для разработки и предоставления через образовательный ресурс новых сервисов. Преимущества созданной цифровой платформы заключаются в заинтересованности индустриального партнера, обладающего глубиной и широтой присутствия на рынке продуктов для АПК, а также в возможности реализации проекта в модели частно-государственного партнерства.
Ключевые слова: цифровизация сельского хозяйства, цифровая образовательная платформа, дополнительное дистанционное образование, онлайн-курсы, агробизнес, аграрные образовательные учреждения.
Сведения об авторах: И. А. Ганиева, доктор экономических наук, главный научный сотрудник (e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.); С. В. Котеев, кандидат экономических наук, ученый секретарь (e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.); Н. Е. Бобров, генеральный директор (e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.).
Для цитирования: Ганиева И. А., Котеев С. В., Бобров Н. Е. Актуальность и перспективы цифровой образовательной платформы дополнительного профессионального образования «Открытый аграрный университет» // Достижения науки и техники АПК. 2020. Т. 34. № 4. С. 21–25. doi: 10.24411/0235-2451-2020-10404.