С.В. ЩИТОВ, доктор технических наук, профессор, проректор
Е.Е. КУЗНЕЦОВ, кандидат технических наук, доцент
Е.С. ПОЛИКУТИНА, соискатель
Дальневосточный государственный аграрный университет, ул. Политехническая, 86, Благовещенск, 675000, Российская Федерация
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Резюме. На тягово-сцепные свойства любого энергетического средства большое влияние оказывает сцепной вес. Это особенно важно для тракторов с колёсной формулой 4к2, где в реализации сцепных свойств участвует не весь вес трактора, а только его часть, приходящаяся на задние ведущие колеса. Поэтому в процессе эксплуатации часто возникает необходимость корректировки и стабилизации сцепного веса в ходовой системе, связанная с агротехническими условиями движения и безопасностью проведения сельскохозяйственных работ, в частности, при межполевых переездах или выполнении погрузо-разгрузочных операций с навесным орудиями. Вследствие этого основная цель исследования – повышение эффективности эксплуатации колесных тракторов с использованием устройства для перераспределения сцепного веса и оценка его влияния на тяговые свойства и ходовую систему трактора. Предлагаемое устройство – пружинно-разгрузочный механизм (ПРМ) – благодаря корректировке и стабилизации сцепного веса в ходовой системе трактора позволяет в реальных условиях эксплуатации, снизить буксование машинно-тракторного агрегата, увеличить его тяговое усилие и тяговую мощность, что и было подтверждено в ходе экспериментальных исследований, проведённых в Амурской области в период осени 2014 – весны 2015 гг. в реальных условиях эксплуатации. При выдвижении рабочего штока гидроцилиндра ПРМ происходит разгрузка ведущего заднего моста трактора с 21,4 кН до 20,1 кН, то есть его вес снижается на 1,3 кН и на такую же величину возрастает вес, приходящийся на передний управляемый мост. При обратном движении штока гидроцилиндра ПРМ сцепной вес трактора, приходящийся на задние ведущие колёса, возрастает с 21,4 кН до 23,0 кН, что разгружает передний управляемый мост. Следовательно, при работе ПРМ происходит перераспределение сцепного веса в ходовой системе трактора, что позволяет в конечном итоге повышать не только его тягово-сцепные свойства, но и мощностные характеристики, агротехнические скорости, продольную устойчивость и безопасность эксплуатации.
Ключевые слова: сцепной вес, пружинно-разгрузочный механизм (ПРМ), колёсный трактор, ходовая система, буксование, тягово-сцепные свойства.
Для цитирования: Щитов С.В., Кузнецов Е.Е., Поликутина Е.С. Результаты экспериментальных исследований по определению влияния устройства для перераспределения сцепного веса на тяговые свойства и ходовую систему колёсного трактора // Достижения науки и техники АПК. 2015. Т.29. №10. С. 95-98.