И.А. ГАЙНУЛЛИН, кандидат технических наук, доцент (e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
А.Р. ЗАЙНУЛЛИН, аспирант
Институт развития образования Республики Башкортостан, ул. Мингажева, 120, Уфа, 450005, Российская Федерация
Резюме. Одно из направлений повышения эффективности использования машинно-тракторного агрегата – совершенствование формы опорной поверхности гусеничного трактора. В статье приведены результаты сравнительных экспериментальных исследований гусеничного трактора Т-170М1.03-55 с серийным и рациональным гусеничным обводом. Приведено уравнение геометрии опорной поверхности гусеничного трактора с полужесткой подвеской, обеспечивающей равномерное распределение давления вдоль опорной поверхности. Рациональная геометрия опорной поверхности гусеничного трактора с полужесткой подвеской достигается благодаря расположению опорных катков на разной высоте. Для типичных условий работы гусеничного трактора Т-170М1.03-55 с полужесткой подвеской средние третий и четвертый опорные катки должны быть опущены относительно рамы тележки на 9,5±1,5 мм, а второй и пятый – на 4,5±0,5 мм, что позволяет на 15-25 % снизить уплотнение почвы в колее. Рациональная геометрия гусеничного движителя при работе трактора в поле, подготовленном под посев, со среднесуглинистой почвой снижает максимальное давление со 120 до 85 кПа. Тяговое усилие при вспашке изменяется от 27,5 до 77,5 кН с наибольшей вероятностью для трактора с серийным гусеничным обводом в диапазоне от 47,5 до 52,5 кН, с рациональным – от 42,5 до 52,5 кН. Действительная скорость пахотного агрегата изменялась от 5 до 5,5 км/ч с математическим ожиданием 5,1 и 5,3 км/ч соответственно. Повышение тягового усилия и действительной скорости трактора с рациональным обводом обеспечивает прирост мощности до 75,2 кВт. Распределение вероятностей буксования находится в диапазоне 0-16 % с математическим ожиданием 4,52 % для энергетического средства с серийным гусеничным обводом и 4,2 % рациональным. Частота вращения коленчатого вала двигателя при вспашке изменялась в интервале 960-1360 об/мин с математическим ожиданием для трактора с серийным гусеничным обводом 1167,8 об/мин, с рациональным – 1195,7 об/мин. Дизель энергосредства с рациональным гусеничным обводом работал ближе к зоне номинальных значений параметров скоростной характеристики дизеля Д-160. Вспашка с использованием трактора с рациональным гусеничным обводом способствовала улучшению качества крошения пласта почвы.
Ключевые слова: трактор, давление на почву, машинно-тракторный агрегат, тяговое усилие, скорость агрегата, производительность агрегата.
Для цитирования: Гайнуллин И.А., Зайнуллин А.Р. Улучшение энергетических и экологических показателей гусеничного движителя трактора Т-170М1.03-55 // Достижения науки и техники АПК. 2017. Т. 31. № 2. С. 69-72.