Г. М. КРОХТА1, доктор технических наук, зав. кафедрой (e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
В. М. ЛИВШИЦ2, доктор технических наук, главный научный сотрудник
Н. А. УСАТЫХ1, старший преподаватель
1Новосибирский государственный аграрный университет, ул. Добролюбова, 160, Новосибирск, 630039, Российская Федерация
2Сибирский научно-исследовательский институт механизации и электрификации сельского хозяйства СФНЦА РАН, пoc. Краснообск, Новосибирский р-н, Новосибирская обл., 630501, Российская Федерация
Резюме. Экспериментальные исследования двигателей 4Ч 11,0/12,5 (Д-240) с целью изучения эффективности динамического режима прогрева, по сравнению со статическим, были выполнены в лаборатории зимней эксплуатации Новосибирского государственного аграрного университета. Программа исследований включала в себя сравнительный анализ величин часового расхода топлива, износа гильз и поршневых колец при самопрогреве двигателей на разных режимах. Самопрогрев – периодические циклы, которые обеспечиваются с помощью автомата прогрева двигателя (АПД). Он может осуществляться в статическом и динамическом режиме. Самопрогрев в статическом режиме представляет собой цикл «пуск – разгон – прогрев – выбег – остывание», в динамическом – цикл, состоящий из ряда периодически повторяющихся тактов. Динамический режим предполагает создание нагрузки на двигатель, работающий в режиме прогрева, с помощью сил инерции вращающихся масс. Наиболее простой способ загрузки двигателя, поддающийся автоматическому управлению, – работа в динамическом режиме (разгон – выбег). Средняя продолжительность прогрева охлаждающей жидкости в статическом режиме от +5 °С до +50 °С составляет 288 с при абсолютном расходе топлива 0,550 кг. При прогреве в динамическом режиме его продолжительность возрастает до 372 с, а расход топлива снижается до 0,361 кг. При перерасчете на часовой расход топлива в статическом режиме расходуется 6,9 кг/ч, в динамическом – 3,5 кг/ч. При этом продолжительность работы двигателя в общем балансе времени межсменной стоянки в статическом режиме составила 3,5 %, а в динамическом – 4,5 %. Наибольший средний износ ЦПГ, приходящийся на один пуск, имеет место при пуске-прогреве двигателя, который работает в статическом режиме, и находится в пределах 0,064…0,087 мкм. При этом прогрев в динамическом режиме сопровождается снижением износов, по сравнению со статическим, по гильзам от 7 до 10 %, по кольцам – от 15 до 85 %.
Ключевые слова: пуск-прогрев, статический режим, динамический режим, цилиндро-поршневая группа, износы, расход топлива, время прогрева.
Для цитирования: Крохта Г. М., Лившиц В. М., Усатых Н. А. Эффективность динамического режима прогрева двигателя 4Ч 11,0/12,5 (Д-240) в межсменный период // Достижения науки и техники АПК. 2018. Т. 32. № 5. С. 74-77. DOI: 10.24411/0235-2451-2018-10519.