А. А. ДОЛГУШИН, кандидат технических наук, зав. кафедрой (е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)
Д. М. ВОРОНИН, доктор технических наук, профессор
О. В. МАМОНОВ, старший преподаватель
Новосибирский государственный аграрный университет, ул. Добролюбова, 160, Новосибирск, 630039, Российская Федерация
Резюме. В условиях сельскохозяйственного производства Сибири доля грузов, перевозимых автомобильным транспортом при низких температурах, достигает 20 %. Один из основных факторов, определяющих эффективность эксплуатации грузовых автомобилей, – вязкостно-температурные характеристики рабочих жидкостей, в первую очередь смазочных масел. Снижение их температуры в условиях эксплуатации приводит к увеличению момента сопротивления и нарушению режимов смазывания деталей агрегатов автомобилей. Следовательно, эксплуатация серийных автомобилей в условиях холодного климата сопровождается ухудшением эффективности ввиду повышенного расхода материальных ресурсов. Вопросы тепловой подготовки для агрегатов автомобиля подверженных значительному влиянию окружающей среды в производственном и научном плане рассмотрены недостаточно. В качестве критерия, определяющего оптимальный тепловой режим агрегата или автомобиля в целом предлагается комплексный показатель, учитывающий затраты ресурсов на обеспечение теплового режима агрегата SП и затраты ресурсов на преодоление момента трения в агрегате SМТ в заданных условиях. Целевой функцией оптимизации теплового режима отдельного агрегата будет минимизация суммарных затрат ресурсов на функционирование агрегата, то есть SП+SМТ → min. Затраты ресурсов на прогрев агрегата будем определять как произведение удельных затраты ресурсов на подогрев Sуд и разницы температур окружающей среды и рабочей жидкости ΔТ, то есть SП=Sуд•ΔТ. Затраты ресурсов на преодоление момента трения SМТ определяются как произведение затрат ресурсов при максимально допустимой температуре агрегата S0 на e-µ(ΔТ), где µ – коэффициент снижения момента трения. Для системы агрегатов определение теплового режима усложняется наличием взаимовлияния. Следовательно, для автомобиля в целом обоснование оптимального теплового режима сводится к определению минимума функции затрат ресурсов для всей системы. Расчет критериев оптимальности необходимо проводить в диапазоне температур смазочного масла ТМ от минимального до максимального уровня температуры конструкционных и эксплуатационных материалов автомобиля.
Ключевые слова: зимняя эксплуатация, тепловой режим, ресурсосбережение, критерии оптимизации, модель оптимизации.
Для цитирования: Долгушин А. А., Воронин Д. М., Мамонов О. В. Методология обоснования оптимального теплового режима работы агрегатов автомобилей // Достижения науки и техники АПК. 2018. Т. 32. № 9. С. 89–92. DOI: 10.24411/0235-2451-2018-10921.