С.В. ТАРАСОВА, старший преподаватель
В.А. ШАХОВ, доктор технических наук, профессор
Е.М. АСМАНКИН, доктор технических наук, профессор
В.В. РЕЙМЕР, кандидат технических наук, старший преподаватель
Оренбургский ГАУ
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Резюме. При движении колёсной машины по склону общее поперечное смещение вниз складывается из смещения, вызванного углами увода трактора при его недостаточной поворачиваемости и скольжения в связи с разрушением почвенного слоя. Для теоретического обоснования компенсации поперечного смещения машины при движении по склону был рассмотрен ее поворот на плоскости, в процессе которого возникает центробежная сила, создающая углы бокового увода в пневматических шинах. Аналогия этого явления наблюдается при движении машины на склоне, где роль центробежной силы выполняет составляющая силы тяжести при условии реализации поворота по окружности с бесконечно большим радиусом, которой можно считать технологическую траекторию. При конструкционном исполнении ходовой части с излишней поворачиваемостью центр поворота машины располагается выше по склону, что позволяет осуществить поворот вверх, и тем самым компенсировать поперечное смещение вызванное скольжением. В связи с этим рассматривается аналитическое условие стабилизации агрегата на технологической траектории в аспекте равенства смещения от скольжения машины вниз и смещения мобильного средства вверх по склону вызванного излишней поворачиваемостью, которое формализуется выражением со следующими функциональными составляющими: углы увода шин передних и задних колёс δ1, δ2; длина продольной базы машины АС и координата точки центра тяжести В. Методика теоретического исследования влияния углов бокового увода колёс на поперечное смещение машины при ее движении по наклонной опорной поверхности может послужить предпосылкой для создания нового типа движения и формирования математической модели траекториальной устойчивости тягового средства в условиях склонового земледелия.
Ключевые слова: угол бокового увода, трактор, колёсная машина, технологический коридор, устойчивость, процесс увода, траектория движение.